Информация о транспортно-логистическом комплексе

Ленинградской области

 

Транспортный комплекс Ленинградской области – важнейшее звено общероссийской и мировой транспортной системы. Ленинградская область расположена на пересечении сухопутных, водных и воздушных путей сообщений в створе международных и национальных транспортных коридоров, а также интересов трех основных мировых центров роста: Северной Америки, Западной Европы и Восточной Азии. На территории области осуществляется транзит грузов, отправляемых из стран Юго-Восточной Азии в Западную Европу и обратно. Наличие достаточно богатых и разнообразных природных ресурсов в сочетании с развитым промышленным и агропромышленным потенциалом позволяет формировать собственные грузопотоки.

Транспортная отрасль Ленинградской области является одной из наиболее динамично растущих отраслей экономики, прежде всего, за счет активного развития федеральных транспортных систем.

Потребность в транзитных и внутрирегиональных перевозках обеспечивается за счет развитой транспортной системы, включающей все виды транспорта: водный, железнодорожный, автомобильный.

 

Морской транспорт

Морские торговые порты «Усть-Луга», «Приморск», «Высоцк», «Выборг» играют ключевую роль в развитии транспортно-логистической системы Ленинградской области. В рамках реализации задач национальной морской политики по обеспечению экономической независимости России                                   на Балтийском региональном направлении Ленинградская область буквально превратилась в морские ворота России в Евросоюз.

Строительство морского торгового порта Усть-Луга является крупномасштабным инфраструктурным проектом, решающим стратегическую задачу по переориентации внешнеторговых грузо­потоков в интересах отечественной экономики. В границах порта планируется создать                                 18 перегрузочных комплексов. В настоящее время в порту Усть-Луга в стадии эксплуатации находятся 12 морских терминалов и Нефтебаза «Транснефть – Порт Усть-Луга», являющейся конечная точка БТС-2.

В развитие перегрузочных мощностей порта на разных стадиях проектирования осуществляются работы по реализации проектов по строительству терминала минеральных удобрений (ЕвроХим), Балтийского терминала удобрений (Группа ИСТ), терминала по перевалке метанола (Балтийская газохимическая компания), терминала по перевалке сжиженного природного газа (Газпром), базы портового флота, а также регионального распределительно-накопительного грузового узла (ООО «Перегрузочный пункт») в устьевой зоне р. Луга. Проводятся работы строительству портового оградительного сооружения и базы обеспечивающего флота.

Приоритетные проекты:

Морской порт Усть-Луга.

1. Строительство морского терминала для перевалки минеральных удобрений мощностью 7 млн. тонн. Инвестор – ООО «Еврохим Терминал               Усть-Луга». Срок ввода в эксплуатацию – 2020 год.

2. Строительство завода СПГ (Балтийский СПГ) по производству                  и отгрузке СПГ пропускной способностью 10 млн. тонн. Срок ввода                          в эксплуатацию – 2020 год.

Морской порт Высоцк.

1. Перспектива увеличения грузооборота порта связана со строительством в 2016 году нефтепродуктопровода от порта Приморск к терминалу по перевалке нефтепродуктов АО «РПК Высоцк-II «Лукойл» мощностью 5 млн. тонн в год.             В настоящее время на 1 этапе по нефтепродуктопроводу перекачивается 200 тыс. тонн нефтепродуктов.

2. Строительство терминала по производству и перегрузке СПГ мощностью 660 тыс. тонн. Инициатор проекта - ЗАО «Криогаз». Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию – конец 2017 года – начало 2018 года.

3. Строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке СПГ              в районе КС «Портовая» мощностью 1,5 млн. тонн. Инициатор – ООО «Газпром инвест». Срок ввода в эксплуатацию – 2019 год.

Морской порт Приморск.

1. Строительство универсально-перегрузочного комплекса в морском порту Приморск мощностью 35,6 млн. тонн. Инвестор проекта - ООО «Приморский Универсально-Перегрузочный Комплекс». Комплекс предназначен для перевалки широкой номенклатуры грузов в т.ч. минеральных удобрений, металлолома, накатных, контейнерных и зерновых грузов. Ориентировочный срок ввода                          в эксплуатацию: 1 этап – 2022 год, полная мощность – 2028 год

Морской порт Выборг

1. Реконструкция пассажирского терминала на причале № 1.

2. Реконструкция причалов №№ 11-13.

Кроме этого следует отметить, что имеется потенциал развития и                   у действующих портовых комплексах. Многопрофильный перегрузочный комплекс ЮГ-2 готов принимать российские грузы из Прибалтики, в частности уголь, при доведении глубины до проектных отметок -12,8 м для приема судов большего тоннажа.

В порту Выборг ремонт трех аварийных причалов (федеральное имущество) дополнительно может принять до 1,5 тонн навалочных грузов.

К 2020 году планируется, что объем перевалки грузов в портах Ленинградской области достигнет около 200 млн. тонн в год различных грузов.

Для увеличения грузовой базы порта Усть-Луга в припортовой зоне планируется создание индустриально-промышленной зоны. Переработка сырья увеличит добавочную стоимость продукта, обеспечит загрузку терминалов порта и создаст дополнительные рабочие места.

Железнодорожный транспорт

 Железнодорожная инфраструктура в границах Ленинградской области включает 10 направлений: Московское, Волховстроевское, Киришское, Витебское, Новгородское, Псковское, Приозерское, Выборгское, Нарвское, Ораниенбаумское, а также 5 крупных железнодорожных узлов: Волховстроевский, Киришский, Усть-Лужский, Гатчинский и Выборгский.

На территории области расположено 169 железнодорожных станций, в т. ч.: сортировочных – 1 (Волховстрой), приграничных – 3 (Ивангород-Нарвский, Бусловская, Светогорск), узловых - 4 (Выборг, Высоцк, Приморск и Лужская).

Протяженность железных дорог - более 3 тыс. км, из них 30% электрифицировано. Плотность железнодорожной сети - 32 км на 1000 кв. км. Грузооборот - более 100 млн. т./год.

Железнодорожная инфраструктура, обеспечивающая пассажирские перевозки на территории Ленинградской области, включает в себя                                  2 железнодорожных вокзала в городах Выборг и Волховстрой, 44 малых железнодорожных вокзала и 312 железнодорожных станций и остановочных пунктов. Маршрутная сеть пригородного железнодорожного транспорта насчитывает более 100 маршрутов.

Перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Ленинградской области осуществляет ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (далее – ОАО «СЗППК»). Ленинградской областью и ОАО «СЗППК» заключен Договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Ленинградской области на 2016 - 2018 годы.

Эксплуатацию железных дорог в Ленинградской области осуществляет Октябрьская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги».

Стратегическое развитие железнодорожного транспорта для Ленинградской области отвечает потребностям в обеспечении перевозок для морских портов,  экономики и населения региона, а также нового качества услуг пассажирских перевозок.

Для обеспечения работы портов осуществляется работа по усилению железнодорожных подходов к портам. Успешно реализуются проекты:

1. Федеральный инвестиционный проект«Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 года № 1708-р (далее – Проект). В рамках Проекта закончено строительство новой железнодорожной линии «Лосево – Каменногорск». Планируемые сроки сдачи линии в эксплуатацию - 2018 год. Так же в рамках Проекта осуществляется реконструкция железнодорожного участка «Выборг - Каменногорск».

2. «Комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива».

Целевая задача проекта - создание необходимых условий для наращивания товарооборота между РФ и странами ЕС через морской порт Усть-Луга за счет комплексной реконструкции соответствующих участков железнодорожной линии. 

Сметная стоимость проекта 155,3 млрд. рублей.

Освоение капитальных вложений  за период с 2002 по 2017 годы составило 120,6 млрд. рублей.

Срок реализации проекта – 2005-2024 годы, при этом запланирован постепенный ввод в строй объектов, что синхронизируется с наращиванием грузопотока в адрес порта Усть-Луга.

Работы по реконструкции участка ведутся с 2005 года за счет средств ОАО «РЖД» и включают в себя:

- электрификацию участков Мга – Гатчина, Гатчина – Ивангород, Веймарн – Котлы, Котлы – Усть-Луга, Котлы – Калище протяженностью 180,1 км;

- удлинение приемо-отправочных путей на  19 станциях до 1050м;

- ввод сплошных вторых главных путей протяженностью 159,1 км;

- строительство железнодорожного пути в обход станции Котлы для предотвращения углового заезда поездов протяженностью 4,7 км.

На 1 января 2018 года реализованы проекты:

Строительство железнодорожных подходов, 5 очередь реконструкции ВОЛС на участке Лигово-Колище-Котлы;

Железнодорожные подходы. III очередь реконструкции. 1 этап. Строительство тяговой подстанции Веймарн;

Железнодорожные подходы. III очередь реконструкции. 2 этап. Строительство тяговой подстанции Котлы;

Железнодорожные подходы. III очередь реконструкции. 3 этап. Строительство тяговой подстанции Вруда

Железнодорожные подходы. III очередь реконструкция. 5 этап. Строительство тяговой подстанции Лужская

Внешнее электроснабжение участка Гатчина - Веймарн - Лужская (искл).;

Внешнее электроснабжение Усть-Лужского железнодорожного узла.  1-й этап. ВЭС нетяговых потребителей  Усть-Лужского ж.д. узла;

Строительство станции Лужская-Сортировочная 1 очередь строительства;

Станция Лужская-Сортировочная. Строительство дома отдыха локомотивных бригад;

Строительство ст. Лужская-Северная. II очередь строительства;

Строительство ст. Лужская-Нефтяная, Cтроительство станции Лужская-Южная на полное развитие;

 Строительство дополнительных путей на ст. Лужская – Нефтяная;

Реконструкция станции Лужская-Северная для подключения новых терминалов и соединительных путей;

Строительство дополнительных главных путей на участке ст. Лужская - Сортировочная - Лужская - Северная - Лужская – Нефтяная

В 2018 году продолжается работа по проекту. Лимит 2018 года составляет 8,8 млрд.рублей. В рамках выделенного лимита предполагается ввести в эксплуатацию пункт технического осмотра локомотивов (ПТОЛ) (директивный срок ввода – до конца июня 2018 г.), базу Дирекции материально-технического обеспечения, базу ПЧ  на ст.  Лужская-Сортировочная, базу Центра связи на ст.  Лужская Сортировочная, ввести в эксплуатацию тяговую подстанцию Ульяновка. Кроме того, запланировано выполнение задельных работы по строительству ж.д. путей на участке Лужская-Сортировочная - Лужская - Восточная - Лужская-Генеральная (для обеспечения ввода в 2019 году), по строительству станции Лужская Генеральная (для обеспечения ввода в 2019 году).

 

  3. Строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка Выборг-Приморск-Ермилово Октябрьской железной дороги.

4. Развитие железнодорожного направления Дмитров – Сонково – Мга.

 

Внутренний водный транспорт

Внутренний водный транспорт и водные пути в Ленинградской области имеют важное значение для экономики региона.

Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей на территории Ленинградской  области составляет 1843,5 км. Основной трассой является водный путь от Санкт-Петербурга до Череповца, протяженностью 856 км, из них на территории Ленинградской области (Санкт-Петербург-Вознесенье) – 438 км.

На судоходных внутренних водных путях области расположено 3 шлюза – Волховский, Нижне-Свирский и Верхне-Свирский.

Эксплуатацию внутренних водных путей и государственное регулирование деятельности речного транспорта на территории Ленинградской области и в Северо-Западном регионе осуществляет федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей».

Эксплуатацию Сайменского канала осуществляет федеральное бюджетное учреждение «Сайменский канал».

Волго-Балтийский водный путь и Сайменский канал обеспечивают перевозки внешнеторговых грузов в рамках транспортного коридора «Север-Юг» и способствует развитию внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов и экономики региона. Обеспечение гарантированных габаритов судового хода и строительство второй нитки Нижне-Свирского шлюза в значительной степени увеличит пропускную способность водного пути и объем товародвижения в международном и межрегиональном сообщении.

В комплексном проекте реконструкции объектов Волго-Балтийского водного пути на период до 2019 года семь из девяти этапов реконструкции касаются объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на территории Ленинградской области.

Особенностью Ленинградской области является преимущественно туристское (рекреационное) развитие предназначение пассажирских транспортных средств и береговой инфраструктуры. При этом, основными пунктами приёма туристов на внутреннем водном транспорте в настоящее время являются культурно-исторический центр, посвящённый первой столице Древней Руси в с.Старая Ладога (р.Волхов), музей «Крепость Орешек» на о.Ореховый (р.Нева), культурно-этнографический центр в д.Мандроги (р.Свирь) и Коневецкий монастырь (о.Коневец, Ладожское озеро).

Также в пределах территории Ленинградской области проходит большое количество транзитных круизных маршрутов на Москву, Санкт-Петербург, Валаам, Кижи, Петрозаводск и др.

Ленинградская область заинтересована в развитии водного транспорта и всегда готова поддержать экономически эффективные предложения по созданию объектов транспортной инфраструктуры и развитию прибрежных территорий.

В этих целях всеми участниками транспортного процесса осуществляется большое количество мероприятий по созданию условий для развития пассажирского и грузового сообщения.

К примеру, в 2017 году построен и введён в эксплуатацию пассажирский причал в с.Старая Ладога Волховского муниципального района, предназначенный для обслуживания посетителей культурно-исторического центра, посвящённого первой столице Древней Руси, с Минтрансом России проработан вопрос увеличения гарантированной глубины и установки освещаемой навигационной обстановки на участке от устья р.Волхов до с.Старая Ладога для обеспечения возможности прохождения крупных круизных судов, проработан вопрос модернизации причальной инфраструктуры п.г.т.Свирьстрой (р.Свирь), начата работа по совершенствованию причальной инфраструктуры о.Ореховый (р.Нева).

В ходе мероприятий по Строительству причала в с.Старая Ладога была проделана большая работа в устьевой части р.Волхов и на Новоладожском канале (обеспечивающем возможность движения средних и малых судов в обход Ладожского озера со сложными, приравненными к морскими условиями плавания). Были увеличены размеры судового хода, проведены работы по берегоукреплению, тралению водного пути, выставлены знаки навигационной обстановки, проработаны  вопросы диспетчерского и лоцманского обслуживания.

С учётом требований к охране мест, имеющих большое историческое значение и памятников федерального и регионального значения, проект предусматривал строительство причала паловой конструкции на некотором удалении от береговой черты.

Причал позволяет организовать приём средних и крупных судов  у стен Никольского монастыря, а размеры прилегающей к причалу асфальтированной  площади обеспечат пересадку пассажиров в автобусы прямо у причала.

Строительство причала началось в конце августа 2017 года и продолжалось до 25 октября. 2 ноября 2017 года состоялось открытие причала.

Причал длиной 86 метров способен принимать самые крупные пассажирские суда, использующиеся на внутренних водных путях.

Причал доступен и для маломерных судов и яхт (при их движении в обход Ладожского озера по Новоладожскому каналу).

Необходимо отметить, что положительный опыт работы по строительству причала в с.Старая Ладога между управлением Ленинградской области по транспорту и инвестором ООО «КОНТ» позволил подготовить и подписать на инвестиционном форуме в г.Сочи 15 февраля 2018 года Соглашение о развитии пассажирской инфраструктуры между Правительством Ленинградской области и ООО «КОНТ». Соглашение позволит организовать планомерную работу по строительству и эксплуатации причальных сооружений, оперативно решать вопросы по развитию пассажирского сообщения, организации обслуживания пассажиров и транспортных средств.

В Приозерском муниципальном районе ПАО «НК Роснефть» осуществляет строительство пассажирского комплекса, предназначенного для обслуживания пассажиров, следующих на о.Коневец.

Комплекс предназначен для оказания широкого спектра услуг.

В его состав входит причал на о.Коневец и береговая инфраструктура в бхт.Владимирская (пирс, эллинг, пассажирский вокзал, пассажирский и грузовой причал, причал для маломерных судов, слип), гостиничный комплекс (гостиница на 150 номеров, ресторан, оздоровительный сервис), кемпинг и автозаправочные станции (автомобильная и плавучая).

Необходимо отметить, что реконструкция, модернизация и новое строительство причалов предусматриваются на средства инвесторов, без привлечения средств областного бюджета Ленинградской области.

В 2018 году управлением Ленинградской области по транспорту планируется проработка вопросов, связанных с восстановлением транспортного значения Новоладожских каналов (для обеспечения возможности обхода Ладожского озера средними и малыми пассажирскими судами), устройством причального сооружения в п.Свирьстрой, организацией работы переправы на о.Ореховый, развитием транзитного водного сообщения в направлении г.Великий Новгород,  определением возможности судоходства на острова Финского залива и др.

 

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт занимает важное место в структуре транспортного комплекса Ленинградской области.

Транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом общего пользования осуществляется по 897 регулярным автобусным  маршрутам, суммарной протяженностью 28,8 тыс. км. Перевозки пассажиров автомобильным транспортном общего пользования осуществляют 74 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

На маршрутной сети в Ленинградской области работает 2066 автобус различной вместимости. Транспортная инфраструктура автомобильных пассажирских перевозок Ленинградской области насчитывает 13 автовокзалов и более 3,5 тысяч остановочных павильонов.

Основу транспортного обслуживания хозяйствующих субъектов и населения Ленинградской области составляет сеть автомобильных дорог протяженностью более 11 тыс. км дорог, в том числе федеральных – 1,3 тыс. км, территориальных – 9,8 тыс. км. Семь федеральных дорог, среди которых важнейшими являются автодороги «Россия», «Скандинавия», «Нарва», «Кола» и Санкт-Петербург – Псков обеспечивают транспортную связь с другими регионами России, а также выход в страны Европы.

 

Воздушный транспорт

Важным аспектом для Ленинградской области является реализация проектов по развитию воздушного транспорта. Приоритетными проектами являются:

Аэропорт «Сиверский»

В 2014 году Ленинградской областью были подготовлены предложения об использовании аэродрома Минобороны России «Сиверский» и реализации на его базе инвестиционного проекта строительства аэропорта гражданской авиации.

В настоящее время аэродром не используется в авиационных целях,              а его инфраструктура разрушена. Реализация инвестиционного проекта строительства аэропорта позволит восстановить и модернизировать инфраструктуру аэродрома за счёт средств инвесторов, а также обеспечить его текущее содержание в качестве объекта транспорта без привлечения средств Минобороны России.

Ленинградской области реализация проекта позволит создать новые предприятия и рабочие места. В этой связи проект включён, в качестве приоритетного, в Стратегию социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 года (областной закон Ленинградской области от 08.08.2016 № 76-оз).

К реализации проекта привлечён инвестор, определён порядок реализации инвестиционного проекта, в ходе проработки вопроса с Минобороны России выполнены все поставленные условия, в том числе в части взаимодействия с ДОСААФ России и обеспечения совместного базирования гражданской авиации и авиации Вооружённых Сил Российской Федерации.

Грузовой аэропорт «Усть-Луга».

Одним из приоритетных направлений развития транспортно-логистической инфраструктуры в Ленинградской области являются инвестиционные проекты, реализуемые на территории, прилегающей к морскому порту Усть-Луга,                       в составе единого транспортно-логистического и производственно-транспортного комплекса.

Проект прорабатывается органами исполнительной власти Ленинградской области, совместно с инвестором ООО «Мультимодальный комплекс                     «Усть-Луга». В настоящее время инвестором выкуплен земельный участок, осуществляются изыскания и подготовка проекта строительства. Развитие наземных путей сообщения вблизи морского порта планируется с учётом строительства грузового аэропорта.

Реализация проекта соответствует направлениям развития транспорта, определённым Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р) в части создания транспортно-логистических и товаротранспортных комплексов, транспортных центров и привлечения инвестиций в развитие транспортного комплекса Российской Федерации.

В связи с большим значением проекта он включён, в качестве приоритетного, в Стратегию социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года (областной закон от 08.08.2016 № 76-оз) и Стратегию развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

Заключение

Ленинградская область сегодня – это современный, динамично развивающийся регион, привлекательный для размещения производства и ведения бизнеса.

Развитие транспортного комплекса Ленинградской области создаст благоприятные условия для развития экономики, транзитного потенциала региона и превратит Ленинградскую область в широкие ворота России, открытые для международного товарообмена, туризма, деловых и культурных связей, а также повысит качество транспортного обслуживания населения.

 

 

© 2001-2018 гг. Управление Ленинградской области по транспорту
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.